Вот такая PISA...
Российские школяры обогнали Уругвай, но не дотянули до Макао

PISA (Programme for International Student Assessment) — международное тестирование 15-летних подростков. Его цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. PISA (аббревиатура читается как “пиза”) проводится раз в три года. В последний раз в тестировании участвовали более 40 стран. В России — почти 6000 подростков из 212 школ. В итоге наши тинейджеры заняли 28-е место... А самыми умными оказались школьники из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Лихтенштейна, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии. Но последнем месте — ребята из Туниса.

PISA дает объективную информацию о состоянии образования в стране. Ключевой вопрос исследования: “Обладают ли 15-летние подростки, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе?” То есть проверяется не глубина освоения школьных дисциплин, а способность найти им применение. В этом наши ребята, к сожалению, слабы. Российский ученик может решить сложнейшую задачу, но проанализировать данные, увы, не в состоянии. Наше образование традиционно считается фундаментальным. В голову ученика стараются впихнуть как можно больше знаний, не заботясь о том, пригодятся ли они в жизни.

У нас используется ретрансляционный способ передачи знаний. Учитель объясняет материал в классе, потом дает задание на дом, на следующий день проводит опрос или проверяет тетради. Причем, как правило, требует отвечать так, как написано в книге или как он сам рассказал. Получается пересказ учебника или лекций педагога. В большинстве зарубежных школ метод иной. Главное — научить ребенка думать и находить знания. В Японии, например, учитель математики обязательно приведет задачу с несколькими вариантами решений. На уроке объяснит один, а на дом задаст найти другие. И на следующем занятии проверит только новые способы решений. При такой системе никто на станет списывать, как принято у нас. Да и на экзамене шпаргалки уже не помогут... Один мудрый человек сказал: “Я не знаю всего, но я знаю, где могу об этом узнать”. Ребята должны уметь добывать информацию — в библиотеке, Интернете. И на основе ее делать рефераты, проекты, доклады... А не зубрить учебник.

Российский ученик, по данным Министерства образования и науки РФ, занимается в среднем на 20—25% больше, чем его европейский сверстник, но умней от этого не становится. Может быть, пора что-то менять в отечественной школе? До следующего исследования PISA остался всего год... Исследование Министерства образования РФ показало, что 50 процентов детей не усваивают более половины содержания дисциплин естественнонаучного цикла (математики, химии, физики, биологии).

"Московский Комсомолец" от 13.01.2005


Hosted by uCoz